Это трудно, если не совсем невозможно. Как
исторические типы, эти лица, как сказано выше, еще бледны, а живых оригиналов теперь не найдешь: штудировать не с чего. Точно так же и с костюмами. Старомодные фраки, с очень высокой или очень низкой талией, женские платья с высоким лифом, высокие прически, старые чепцы — во всем этом действующие лица покажутся беглецами с толкучего рынка. Другое дело — костюмы прошлого столетия, совершенно отжившие: камзолы, роброны, мушки, пудра и пр.
Неточные совпадения
Положение нашего романиста в таком случае было б совершенно определенное: он не мог бы писать в другом роде, как в
историческом, ибо красивого
типа уже нет в наше время, а если и остались остатки, то, по владычествующему теперь мнению, не удержали красоты за собою.
Работа неблагодарная и без красивых форм. Да и
типы эти, во всяком случае, — еще дело текущее, а потому и не могут быть художественно законченными. Возможны важные ошибки, возможны преувеличения, недосмотры. Во всяком случае, предстояло бы слишком много угадывать. Но что делать, однако ж, писателю, не желающему писать лишь в одном
историческом роде и одержимому тоской по текущему? Угадывать и… ошибаться.
Дядюшка Оскар Филипыч принадлежал к тому
типу молодящихся старичков, которые постоянно улыбаются самым сладким образом, ходят маленькими шажками, в качестве старых холостяков любят дамское общество и непременно имеют какую-нибудь странность: один боится мышей, другой не выносит каких-нибудь духов, третий целую жизнь подбирает коллекцию тросточек разных
исторических эпох и т. д.
Поистине всякий человек есть конкретный человек, человек
исторический, национальный, принадлежащий к тому или иному
типу культуры, а не отвлеченная машина, подсчитывающая свои блага и несчастья.
Все
историческое и мировое в человеке принимает форму глубоко индивидуальных инстинктов, индивидуальной любви к своей национальности, к национальному
типу культуры, к конкретным
историческим задачам.
Они знают, что война есть великое зло и кара за грехи человечества, но они видят смысл мировых событий и вступают в новый
исторический период без того чувства уныния и отброшенности, которое ощущают люди первого
типа, ни в чем не прозревающие внутреннего смысла.
Возможен только более богатый культурно-исторический
тип, совмещающий в себе больше черт, а таким Данилевский признает
тип славяно-русский.
Речь идет не столько о миссии России в мире, сколько об образовании из России особенного культурно-исторического
типа.
Есть ли
исторический путь России тот же, что и Западной Европы, т. е. путь общечеловеческого прогресса и общечеловеческой цивилизации, и особенность России лишь в ее отсталости, или у России особый путь и ее цивилизация принадлежит к другому
типу?
Он устанавливает культурно-исторические
типы, как устанавливает
типы в животном царстве.
Историческое введение. Определение русского национального
типа. Восток и Запад. Противоположности русской души. Прерывность русской истории. Русская религиозность. Москва — Третий Рим. Раскол XVII в. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра I. Декабристы. Пушкин. Русская интеллигенция. Радищев. Интеллигенция и действительность. Трагическая судьба философии. Влияние немецкого идеализма.
Он делит человечество на замкнутые культурно-исторические
типы, человечество не имеет у него единой судьбы.
Тартюф, конечно, — вечный
тип, Фальстаф — вечный характер, — но и тот и другой, и многие еще знаменитые подобные им первообразы страстей, пороков и прочее, исчезая сами в тумане старины, почти утратили живой образ и обратились в идею, в условное понятие, в нарицательное имя порока, и для нас служат уже не живым уроком, а портретом
исторической галереи.
И нельзя отрицать того, что, хотя
историческое рыцарство, связанное с воинством, умерло, некоторые выработанные им черты остались принадлежностью высшего, не мещанского человеческого
типа.
Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение
типа цивилизации.
Строителем жизни, строителем новой России может быть лишь демократия нового душевного
типа, с развитым чувством ответственности, с развитым инстинктом производительности, с крепким сознанием национального и государственного целого и связи с
историческим прошлым, т. е. творческая национальная демократия.